«Здоровье
– это не только физическое состояние и самочувствие, а гораздо – шире – и с точки
зрения осознания своей телесности как способа контакта с миром, и как
эмоциональное, социальное, душевное и психологическое благополучие человека».
Психологически здоровый ребенок – это тот, у которого все развитие протекает в
соответствии с возрастными нормами, он чувствует себя комфортно, его любят и
понимают, он защищен, главное, успешен!
Обследование
вновь поступивших детей показывает, что многие из них имеют низкие показатели
познавательной и эмоционально – волевой сферы, что свидетельствует об
увеличении количества детей с
ограниченными возможностями здоровья. Приступая к обучению в
общеобразовательной школе, дети с ОВЗ не получившие своевременной коррекционной
помощи испытывают трудности в усвоении программного материала по основным
предметам и попадают в группу риска. Неуспешность в обучении может оказать
отрицательное влияние на формирование личности ребенка. Постоянные неудачи в
учебе приводят к развитию таких черт характера как: неуверенность, тревожность,
замкнутость, заниженная самооценка, то есть способствуют появлению
психологического дискомфорта, что в дальнейшем может оказать отрицательное
влияние на развитие личности в целом.
Для
оказания помощи таким детям в нашем
детском саду функционируют коррекционные группы для детей с нарушением речи и
задержкой психического развития. При поступлении в эти группы низкий уровень
сформированности высших психических функций отмечается у 30% дошкольников с ОНР
и у 80% детей с ЗПР, а показатели речевого развития в обеих группах
соответствуют низкому уровню. 60% воспитанников коррекционных групп имеют
низкие показатели в развитии
эмоционально-волевой сферы (особенно регуляции поведенческой
деятельности).
Коррекционно – развивающая работа с детьми с
ОВЗ представляет систему целостных, комплексных психолого – педагогических и
медицинских мероприятий, направленных на предупреждение и преодоление или
ослабление недостатков в психическом и физическом развитии.
Организация работы строится на основе
методологических принципов: системности; последовательности; доступности;
научности; деятельности и онтогенетическом (наиболее важном). При этом
учитывается принципы: принятия ребенка; личностно – ориентированного,
индивидуального и дифференцированного подхода; единства диагностики и коррекции;
единства требований в семье и ДОУ.
Планируя
коррекционно – развивающую работу, специалисты учитывают уровни
сформированности ВПФ, эмоционально-волевой сферы, речевого и общего развития
каждого воспитанника. По результатам комплексного обследования детей
составляются и принимаются индивидуальные коррекционно – развивающие программы
по всем направлениям развития в зависимости от нарушенных функций. Коррекционно-развивающая
работа осуществляется в тесной взаимосвязи между всеми специалистами, каждый из
которых решает проблемы ребенка соответствующие профилю его деятельности.
Важным моментом в организации коррекционно
– развивающей работы в нашем детском саду, является активная позиция педагога
по отношению к детям, которая выражается в умении устанавливать эмоционально –
положительные формы общения с ребенком, в процессе которого учитывается
самочувствие, состояние здоровья, индивидуальные и возрастные особенности
воспитанников.
Занятия с детьми специалисты проводят
по подгруппам (5-8 человек), малое количество детей является более комфортным
условием для усвоения новых знаний, что способствует улучшению психологического
климата в группе.
При организации познавательного
сотрудничества стремимся, чтобы желания и интересы у ребенка и взрослого
совпадали, понимание осуществлялось через те виды деятельности, которые
привлекательны дошкольнику. Педагоги обеспечивают каждому ребенку близкую и
понятную мотивацию деятельности. На занятиях и в играх подбирают такие средства
обучения, чтобы познание осуществлялось на высоком эмоциональном подъеме. Это: проведение
занятий в игровой форме, введение игровых персонажей, сюрпризных моментов и т.д..
Детям не сообщается тема занятий, а предполагается выполнить то или иное
задание, которое поможет самостоятельно определить содержание и тему, что в
итоге способствует активизации
познавательной деятельности.
На занятиях мы создаем спокойную обстановку,
следим за внутренним состоянием каждого ребенка. Если у ребенка наблюдается
двигательная расторможенность или
наоборот вялость, переключаем его внимание, обеспечиваем смену видов
деятельности, проводим динамические паузы (физминутки, пальчиковые гимнастики)
или упражнения для снятия нервно-психического напряжения, а в отдельных случаях
отпускаем ребенка с занятия.
На каждом занятии, а также в процессе других
режимных моментов проводим с детьми упражнения на тренировку навыков релаксации
и эмоциональной саморегуляции, самомассажа, выработку правильного дыхания и
охраны зрения. Для стимулирования межполушарной связи применяем кинезеологические
упражнения «Колечко», «Кулак – ребро – ладонь», «Ухо – нос» и другие.
Выполнение этих упражнений влияет на развитие функций высшей нервной
деятельности и развития речи воспитанников.
При построении коррекционной работы
ориентируемся на положительные качества детей, стремимся создать ситуации
успеха всем детям, хвалим и повышаем статус каждого воспитанника на фоне
других, не акцентируем внимание на их неудачах.
В конце занятий специалисты предлагают
детям оценить свое эмоциональное состояние к процессу познания с помощью
разноцветных кружочков. Анализ полученных данных помогает педагогам подобрать
более эффективные методы и приемы, для дальнейшей коррекционно-развивающей
работы, способствующие укреплению психологического здоровья детей.
Между специалистом и ребенком
устанавливаются доверительно- деловые отношения, необходимые для выработки
таких качеств как терпеливость и упорство, чувство уверенности и оптимизма. Мы
искренне переживаем и радуемся даже маленькому успеху своего воспитанника.
Особенно если это результат долгого и упорно труда. Уважительное отношение к
ребенку и огромное желание помочь ему преодолеть недостатки речевого и
психического развития, приносит свои результаты: в большинстве случаев удается
достичь полной коррекции. У детей вырабатываются навыки и умения необходимые в
дальнейшем для учебной деятельности, формируются предпосылки для усвоения
школьной программы, и, что немаловажно, закрепляется чувство успешности.
Специалисты нашего детского сада и
воспитатели работают в тесном контакте с родителями воспитанников. Систематически
консультируют родителей по вопросам, касающимся особенностей речевого и
психического развития детей с ЗПР и ОНР. Рекомендуют родителям не перегружать
ребенка заданиями не соответствующими уровню его актуального развития, по
возможности избегать психотравмирующих ситуаций в семье. Советуют адекватно
оценивать действия ребенка, замечать и поддерживать даже маленькие успехи, что
в конечном итоге будет способствовать закреплению чувства успешности.
Благодаря систематической работе всех
участников коррекционно-развивающего процесса в нашем детском саду, удается
добиться неплохих результатов, например с более 50% детей снимается диагноз
ЗПР, 85% - выпускаются в школу с чистой
речью, у остальных, отмечаются значительные улучшения в развитии ВПФ, речи, Однако,
двум процентам воспитанников с ОВЗ необходима
дальнейшая коррекционная работа на этапе школьного обучения по развитию
эмоционально-личностной сферы.
Таким образом, специалисты, выполняя
коррекционные задачи по устранению проблем в речевом и психическом развитии,
решают проблему сохранения и укрепления психологического здоровья
воспитанников.
Учитель
– дефектолог Романова Е.Ю., учитель - логопед Карягина Л.И.МДОУ д/с №2 «Сказка»
с. Сергиевск Самарская область. |