Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 24.07.2025, 12:37

МДОУ "Сказка" с. Сергиевск

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [9]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 74
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Учитель-логопед Романова Е.Ю.

 

        «Здоровье – это не только физическое состояние и самочувствие, а гораздо – шире – и с точки зрения осознания своей телесности как способа контакта с миром, и как эмоциональное, социальное, душевное и психологическое благополучие человека». Психологически здоровый ребенок – это тот, у которого все развитие протекает в соответствии с возрастными нормами, он чувствует себя комфортно, его любят и понимают, он защищен, главное, успешен!

       Обследование вновь поступивших детей показывает, что многие из них имеют низкие показатели познавательной и эмоционально – волевой сферы, что свидетельствует об увеличении количества  детей с ограниченными возможностями здоровья. Приступая к обучению в общеобразовательной школе, дети с ОВЗ не получившие своевременной коррекционной помощи испытывают трудности в усвоении программного материала по основным предметам и попадают в группу риска. Неуспешность в обучении может оказать отрицательное влияние на формирование личности ребенка. Постоянные неудачи в учебе приводят к развитию таких черт характера как: неуверенность, тревожность, замкнутость, заниженная самооценка, то есть способствуют появлению психологического дискомфорта, что в дальнейшем может оказать отрицательное влияние на развитие личности в целом.

    Для оказания помощи таким детям  в нашем детском саду функционируют коррекционные группы для детей с нарушением речи и задержкой психического развития. При поступлении в эти группы низкий уровень сформированности высших психических функций отмечается у 30% дошкольников с ОНР и у 80% детей с ЗПР, а показатели речевого развития в обеих группах соответствуют низкому уровню. 60% воспитанников коррекционных групп имеют низкие показатели в развитии  эмоционально-волевой сферы (особенно регуляции поведенческой деятельности).

       Коррекционно – развивающая работа с детьми с ОВЗ представляет систему целостных, комплексных психолого – педагогических и медицинских мероприятий, направленных на предупреждение и преодоление или ослабление недостатков в психическом и физическом развитии.

    Организация работы строится на основе методологических принципов: системности; последовательности; доступности; научности; деятельности и онтогенетическом (наиболее важном). При этом учитывается принципы: принятия ребенка; личностно – ориентированного, индивидуального и дифференцированного подхода; единства диагностики и коррекции; единства требований в семье и ДОУ.

   Планируя  коррекционно – развивающую работу, специалисты учитывают уровни сформированности ВПФ, эмоционально-волевой сферы, речевого и общего развития каждого воспитанника. По результатам комплексного обследования детей составляются и принимаются индивидуальные коррекционно – развивающие программы по всем направлениям развития в зависимости от нарушенных функций. Коррекционно-развивающая работа осуществляется в тесной взаимосвязи между всеми специалистами, каждый из которых решает проблемы ребенка соответствующие профилю его деятельности.

     Важным моментом в организации коррекционно – развивающей работы в нашем детском саду, является активная позиция педагога по отношению к детям, которая выражается в умении устанавливать эмоционально – положительные формы общения с ребенком, в процессе которого учитывается самочувствие, состояние здоровья, индивидуальные и возрастные особенности воспитанников.

         Занятия с детьми специалисты проводят по подгруппам (5-8 человек), малое количество детей является более комфортным условием для усвоения новых знаний, что способствует улучшению психологического климата в группе.

        При организации познавательного сотрудничества стремимся, чтобы желания и интересы у ребенка и взрослого совпадали, понимание осуществлялось через те виды деятельности, которые привлекательны дошкольнику. Педагоги обеспечивают каждому ребенку близкую и понятную мотивацию деятельности. На занятиях и в играх подбирают такие средства обучения, чтобы познание осуществлялось на высоком эмоциональном подъеме. Это: проведение занятий в игровой форме, введение игровых персонажей, сюрпризных моментов и т.д.. Детям не сообщается тема занятий, а предполагается выполнить то или иное задание, которое поможет самостоятельно определить содержание и тему, что в итоге  способствует активизации познавательной деятельности.

   На занятиях мы создаем спокойную обстановку, следим за внутренним состоянием каждого ребенка. Если у ребенка наблюдается двигательная расторможенность  или наоборот вялость, переключаем его внимание, обеспечиваем смену видов деятельности, проводим динамические паузы (физминутки, пальчиковые гимнастики) или упражнения для снятия нервно-психического напряжения, а в отдельных случаях отпускаем ребенка с занятия.

  На каждом занятии, а также в процессе других режимных моментов проводим с детьми упражнения на тренировку навыков релаксации и эмоциональной саморегуляции, самомассажа, выработку правильного дыхания и охраны зрения. Для стимулирования межполушарной связи применяем кинезеологические упражнения «Колечко», «Кулак – ребро – ладонь», «Ухо – нос» и другие. Выполнение этих упражнений влияет на развитие функций высшей нервной деятельности и развития речи воспитанников.

    При построении коррекционной работы ориентируемся на положительные качества детей, стремимся создать ситуации успеха всем детям, хвалим и повышаем статус каждого воспитанника на фоне других, не акцентируем внимание на их неудачах.

     В конце занятий специалисты предлагают детям оценить свое эмоциональное состояние к процессу познания с помощью разноцветных кружочков. Анализ полученных данных помогает педагогам подобрать более эффективные методы и приемы, для дальнейшей коррекционно-развивающей работы, способствующие укреплению психологического здоровья детей.

     Между специалистом и ребенком устанавливаются доверительно- деловые отношения, необходимые для выработки таких качеств как терпеливость и упорство, чувство уверенности и оптимизма. Мы искренне переживаем и радуемся даже маленькому успеху своего воспитанника. Особенно если это результат долгого и упорно труда. Уважительное отношение к ребенку и огромное желание помочь ему преодолеть недостатки речевого и психического развития, приносит свои результаты: в большинстве случаев удается достичь полной коррекции. У детей вырабатываются навыки и умения необходимые в дальнейшем для учебной деятельности, формируются предпосылки для усвоения школьной программы, и, что немаловажно, закрепляется чувство успешности.

     Специалисты нашего детского сада и воспитатели работают в тесном контакте с родителями воспитанников. Систематически консультируют родителей по вопросам, касающимся особенностей речевого и психического развития детей с ЗПР и ОНР. Рекомендуют родителям не перегружать ребенка заданиями не соответствующими уровню его актуального развития, по возможности избегать психотравмирующих ситуаций в семье. Советуют адекватно оценивать действия ребенка, замечать и поддерживать даже маленькие успехи, что в конечном итоге будет способствовать закреплению чувства успешности.

      Благодаря систематической работе всех участников коррекционно-развивающего процесса в нашем детском саду, удается добиться неплохих результатов, например с более 50% детей снимается диагноз ЗПР, 85% -  выпускаются в школу с чистой речью, у остальных, отмечаются значительные улучшения в развитии ВПФ, речи, Однако,  двум процентам воспитанников с ОВЗ необходима дальнейшая коррекционная работа на этапе школьного обучения по развитию эмоционально-личностной сферы.

      Таким образом, специалисты, выполняя коррекционные задачи по устранению проблем в речевом и психическом развитии, решают проблему сохранения и укрепления психологического здоровья воспитанников.

       Учитель – дефектолог Романова Е.Ю., учитель - логопед Карягина Л.И.МДОУ д/с №2 «Сказка» с. Сергиевск Самарская область.

Категория: Мои статьи | Добавил: Admin (29.08.2010)
Просмотров: 951 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2025
    Создать бесплатный сайт с uCoz