В общей системе всестороннего развития человека физическое
воспитание ребенка занимает важное место. Именно в дошкольном возрасте
закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные
навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств.
Движения - это путь не только к
здоровью, но и к развитию интеллекта. Рационально организованные занятия развивают у ребенка логическое мышление,
память, инициативу, воображение, самостоятельность. Развиваясь, ребенок познает
мир и себя в нем через движения. Одним из приоритетных направлений в нашей
работе является физкультурно-спортивное. Нам удалось добиться положительных
результатов в развитии физической подготовленности детей, отследить рост
развития при помощи диагностики, разработанной С.А. Ганиянц. Мы направили свою
деятельность на разработку и внедрение комплексной системы физкультурно –
спортивной работы. Она направлена на решение определённых целей и задач:
Ø Формирование жизненно-необходимых
двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными
особенностями;
Ø Развитие интереса к спорту, желание
участвовать, сопереживать, добиваться результатов;
Ø Воспитание положительного отношения у
детей к физическим упражнениям, подвижным играм и играм с элементами спорта;
Ø Создание условий для целесообразной
двигательной активности детского организма.
Здесь затронуты такие виды
деятельности, как:
·
Утренняя
гимнастика;
·
Физкультурные
занятия;
·
Физминутки,
индивидуальная работа;
·
Подвижные
игры;
·
Спортивные
упражнения и игры с элементами спорта;
·
Самостоятельная
двигательная активность;
·
Физкультурные
досуги, праздники, дни здоровья.
Особый интерес у дошкольников вызывают
спортивные игры (баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон, настольный теннис и
т.д.), а также спортивные упражнения (катание на велосипеде, на санках, на
коньках, ходьба на лыжах).
Заниматься спортом в прямом смысле
слова (который подразумевает подготовку и участие в спортивных соревнованиях с
целью достижения высоких спортивных
результатов) не рекомендуется для детей дошкольного возраста. Но элементарные
действия в спортивных играх и упражнениях, отдельные элементы соревнования не
только возможны, но и целесообразны. Необходимо учитывать, что содержание,
методика проведения и планирование учебного материала по спортивным играм и
упражнениям имеют свою специфику. Наиболее эффективной формой обучения
дошкольников спортивным играм и упражнениям являются организованные физкультурные
занятия и занятия на прогулках. Отличительная черта занятий спортивными играми
и упражнениями – их эмоциональность. Игровая форма проведения занятия является основой методики
обучения спортивным играм и упражнениям. Занятие проходит как занимательная
игра. При правильном построении занятия и грамотной методике его проведения
физиологическая кривая отражает постепенное нарастание физической нагрузки от
начала занятия к максимальному ее проявлению во время спортивной игры и ее снижение
в заключительной части.
Контроль над активностью детей на занятиях и во время игр точней всего
может быть осуществлен посредством хронометража, по результатам которого
высчитывается плотность занятия. Одной из главных задач развития спортивных
качеств у детей является осуществление медико-педагогического контроля над уровнем
двигательных навыков. Эту задачу педагог (при участии медиков) решает с помощью
контрольных тестов и методом наблюдения за детьми в процессе практической деятельности.
Ведение медико- педагогических карт помогает предотвратить переутомление детей,
организовать работу дифференцированно. В настоящее время мы пересмотрели и
добавили показатели по методике М.Д. Маханёвой.
Тестирование двигательной подготовленности детей проходит
в начале и в конце учебного года. Сопоставляя результаты, мы имеем возможность скорректировать
физкультурно- спортивную работу с детьми.
Педагог для каждого занятия определяет
образовательные и воспитательные задачи, постепенно усложняя их в зависимости
от развития и подготовленности детей, содержания игр и упражнений. В процессе
обучения спортивным упражнениям и играм чрезвычайно важно обеспечить
сознательное освоение действий. Понимание детьми смысла действий ускоряет
процесс формирования навыков, способствует умению в последующей двигательной
деятельности самостоятельно подбирать эффективные действия и целесообразно их
применять. Успех учебно-воспитательной работы во многом зависит от того, в
какой мере сформированы методические умения педагога, его дифференцированный
подход. Совместная работа с семьей по данному вопросу в нашем детском
учреждении строится на следующих основных положениях:
1. Единство, которое достигается в том
случае, если цели и задачи воспитания физически развитого ребенка хорошо
понятны не только педагогам, но и родителям.
2. Систематичность и последовательность
работы в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в учреждении.
3. Индивидуальный подход к каждому
ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
4. Взаимное доверие и
взаимопомощь педагогов и родителей.
В 2007 году на базе нашего детского
сада была проведена родительская конференция, где затрагивались вопросы
физического развития детей-дошкольников. Нам удалось взглянуть на проблему с
трех сторон: со стороны родителей, педагогов и медицины. Необходимо найти
побудительные стимулы, заставляющие родителей по – иному взглянуть на
физическое развитие своих детей. Мы стараемся дать полное представление о
динамике физического развития и состоянии здоровья каждого конкретного ребенка.
При планировании и проведении работы большую помощь оказывает анкетирование в
начале учебного года. Педагоги больше узнают о ребенке, его физическом развитии
в семье, а также намечают наиболее важные и эффективные формы педагогической
пропаганды. Анализ анкетных данных приводит к выводу, что, к сожалению, уровень
знаний и умений большинства родителей в области воспитания физически развитого ребенка невысок, а интерес
к данной проблеме возникает лишь тогда, когда их детям уже требуется помощь
медиков или психологов.
Эффективность работы по выбранному нами направлению может быть
оценена по следующим критериям:
- уровень физического развития детей по местным
стандартам;
- выполнение основных движений: качественные и
количественные характеристики по возрасту (диагностика);
- перемена группы здоровья на более высокую.
Вся работа по физкультурно-
спортивному направлению должна строиться на научной основе, соответствовать
научно- методическим требованиям, служить развитию и укреплению здоровья детей.
Нужно любить своё дело, стараться так
построить работу с детьми, чтобы они не только упражнялись, активно отдыхали,
получали физическую нагрузку, но и полюбили физическую культуру и спорт, чтобы
у них создалась потребность к физическим упражнениям. |